Советы молодым мамам
Главная Закаливание Игрушки Контакты

Главная

Развитие беременности

Беременность и здоровье

Календарь развития:

Первый год жизни ребенка

Ребенок после года

Мы растем:

Здоровье ребенка

Психология воспитания ребенка

Гиперактивность у детей

Развитие и воспитание ребенка

На заметку мамам

Питание детей:

Продукты питания для детей

Рецепты детских супов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины гиперактивности

причины гиперактивности

В настоящее время наука располагает подробным описанием СДВГ. Однако знания о точных причинах гиперактивности скромны. Исследователи указывают на то, что этиология СДВГ носит комбинированный характер. В целом все группы причин развития СДВГ можно отнести к двум категориям факторов: биогенетические и социальные.

Биогенетические факторы, в свою очередь, можно разделить на две категории: 1) экзогенные вредности, приводящие к дисэмбриогенезу или повреждению определенных структур головного мозга; 2) генетические факторы.

Среди перинатальных патогенных факторов чаще встречаются такие, как недоношенность (вес менее 1500 г), невынашиваемость в анамнезе, курение матери во время беременности, алкоголизация. У 84% детей с гиперактивностью и дефицитом внимания в акушерском анамнезе имеется патология беременности или родов, а у 56% -сочетание того и другого. Примерно такие же данные приводятся и в отношении других форм психического дизонтогенеза. Иначе говоря, экзогенные причины у СДВГ те же, что и у других аномалий психического развития.

Указанные вредности приводят к повреждению головного мозга, которые наиболее часто локализованы к области желудочков головного мозга. Изучение церебрального субстрата СДВГ посредством техники нейровизуализации позволило выявить структуры, поражение которых встречается у таких детей с большим постоянством. Несмотря на полиморфизм и нечеткость критериев диагностики СДВГ, данные нейровизуализации демонстрируют определенное единообразие: в большинстве исследований получены достоверные свидетельства заинтересованности таких структур, как хвостатое тело, бледный шар, префронтальные отделы коры головного мозга. Как показали нейробиологические и нейропсихологические исследования, эти структуры играют ключевую роль в программировании и контроле поведения, регуляции селективного внимания, торможении нежелательных реакций (ложнопозитивных ответов) .

Несмотря на то что раньше СДВГ связывали с повреждением мозга, в последние десятилетия на первое место в этиологии СДВГ ставятся генетические факторы.

В последние годы в области молекулярной генетики были получены экспериментальные данные, подтверждающие наследственную природу синдрома. Как показали исследования, СДВГ детерминируется мутациями нескольких генов, регулирующих катехоламиновый обмен. При СДВГ выявлены отклонения в экскреции не только дофамина, но также норадреналина, адреналина и их метаболитов. Их полиморфизм служит объяснением многофакторной этиологии и полигенетической наследуемости СДВГ.

По мнению ученых, СДВГ имеет полигенное происхождение, т.е. в его основе лежит наличие патологических признаков в нескольких генах. Предположительно, более десятка генов участвуют в патогенезе СДВГ, влияя на транспорт дофаминов, функционирование катехоламинов и серотонина.

Хотя вклад наследственных факторов присутствует во всех случаях СДВГ, не существует исключительно генетических форм этого расстройства. В большинстве случаев экзогенные и генетические факторы взаимодействуют друг с другом. Так, например, последствия употребления матерью алкоголя во время беременности оказываются значительно серьезнее у детей с генетически обусловленным нарушением транспорта дофамина в нервных клетках.

Особенности родительского воспитания, а также качество отношений между родителем и ребенком могут играть роль провоцирующих факторов, которые усугубляют нейробиологически обусловленные нарушения у детей. К социальным факторам, вносящим вклад в возникновение и развитие СДВГ, относят микро- и макросоциальные средовые влияния, вызывающие дистресс, и фрустрацию (в том числе факторы семейного воспитания).

Большое влияние на детскую психику оказывает система семейных отношений, особенности воспитания и психологический микроклимат (ссоры, конфликты), а также алкоголизм, деструктивное поведение родителей.

В литературе встречаются исследования связи стресса в семье и развития гиперактивного поведения детей. Отмечено, что негативные, фрустрирующие отношения между матерью и ребенком увеличивают риск возникновения поведенческих проблем, в том числе проявляющихся в форме гиперактивности. Некоторые исследователи приходят к заключению о том, что для части детей с СДВГ этиологически важным фактором может быть, наоборот, гиперопека и назойливая забота родитатей. Так, наличие биологической уязвимости помещает ребенка с СДВГ в группу риска, увеличивает вероятность неблагоприятного влияния различных стрессов в школе или в семье.

Психосоциальные факторы - относительно управляемые в развитии СДВГ. Изменив окружение ребенка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания и значительно снизить влияние перинатальной патологии. На этом и основана психолого-педагогическая коррекция синдрома.

В целом, анализ возможных причин развития синдрома предполагает доминирующую роль биологических факторов церебрально- органической природы, а также сопутствующую роль неблагоприятных психосоциальных факторов и наследственной предрасположенности. Полиэтиологическая природа нарушения, в свою очередь, диктует комплексный подход и в его коррекции и лечении. Во многих случаях имеются показания для медикаментозной терапии, которая компенсирует дисбаланс медиаторных систем головного мозга, способствует более полной реализации нейробиологических компенсаторных ресурсов. Психолого-педагогическая коррекция направлена на улучшение психосоциального окружения ребенка и создание соответствующих условий для его развития.

 

 

 

Смотри фильм Гостья от создателей Сумерек

Отличное качество

Подпишитесь и получите бесплатную книгу!
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2009 club-bashnya.ru